
22 Июл Для кого школы Монтессори?
А.В.Могилев, д.п.н., профессор,
Директор Монтессори-школы «Алиса»
(Воронеж)
Тема этой заметки не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Конечно, школы Монтессори для детей. Но не для любых детей. Не каждый ребенок может попасть в школу Монтессори и успешно учиться в ней.
Для того, чтобы ребенок стал учеником Монтессори-школы нужно выполнение сразу нескольких условий. И понимание этих условий чрезвычайно важно для руководителя школы, ведущего набор детей, выбирающий место для размещения школы, определяющий стратегию и каналы рекламы школы, а также ценовую политику при оплате обучения. Впрочем, четкое понимание особенностей контингента учащихся (и родителей), аудитории, которой адресована система Монтессори чрезвычайно важны.
1. Транспортная доступность. Фактор доступности мы упоминаем в числе первых условий обучения в Монтессори-школе как самый простой и очевидный. Но не для всех. Действительно, в школу может попасть не любой ребенок, а только такой, которого можно доставить в школу за сравнительно короткое время – до 20 минут. И, разумеется, из школы домой. Если для того, чтобы добраться до школы требуются часы езды, стояние в пробках или ожидание транспорта – даже при самом горячем желании родителей отдать ребенка в школу Монтессори – им стоит отказать просто из чисто гуманных соображений. Ребенок, которому трудно добираться в школу, да так, что он постоянно будет опаздывать или задерживаться в пробках до позднего вечера – это не ваш ученик. Мало того, что он физически будет уставать, испытывать дискомфорт от длительной дороги, нервничать из-за опоздания, чувствовать голод и жажду, опоздав, скажем, на завтрак, такой ребенок будет частенько слышать ворчание взрослых, их недоуменные возгласы, сталкиваться с раздражением по поводу того, что ребенка так далеко приходится возить, тратить на это столько сил, времени и средств. Рано или поздно это начнет проявляться в пропусках занятий, когда ребенку некому отвести в школу или забрать из нее, и скажется на его учебной мотивации – она сильно снизится и будет уже не такова, чтобы этот ребенок эффективно усваивал презентации и работал материалами в среде. Проблемы, связанные с транспортной доступностью школы, могут у ребенка накапливаться постепенно и проявляться неожиданно, например, спустя полгода — год обучения в школе, особенно в зимние месяцы, когда дорожные трудности усилятся из-за короткого светового дня и ухудшения дорожных условий. Это значит, что контингентом Монтессори-школы являются дети из близлежащих к школе домов и микрорайонов. Для руководителя школы важно это понимать при выборе помещений для школ.
2. Плата за обучение. Это следующий вроде бы простой и понятный фактор, на деле оказывающийся нетривиальным. Действительно, школа Монтессори не может быть бесплатной или даже дешевой. Материалы и мебель стоят достаточно дорого, и к тому же среду постоянно приходится дополнять и обновлять. Дети не должны испытывать недостатка в расходных материалах – карандашах, бумаге, тетрадях, красках, салфетках, посуде, книгах, дополнительных материалах, причем все это должно быть достаточно высокого качества. К состоянию помещения школы – также высокие требования – оно должно быть хорошо отремонтированным, уютно и эстетично оформленным. Требуются красивая мебель, ковры-занавески, цветы, спортивный и хозяйственный инвентарь. Учитель Монтессори-школы должен иметь достойную зарплату для того, чтобы он мог не думать о подработках, о скорой смене места работы и профессии, сосредоточиться на работе с детьми и их родителями, на подготовке среды, на собственном профессиональном и личностном развитии, для чего посещать семинары и лекции, участвовать в культурной жизни. Зарплата должна обеспечивать учителю нормальный отдых, возможность приобретать одежду и даже решать квартирный вопрос. Поэтому зарплаты Монтессори-педагогов должны быть заметно выше среднерыночных. Таким образом, родительская плата за обучение не может быть низкой, она должна обеспечивать уверенное развитие Монтессори школы, избавлять от необходимости экономить на каждой малости, вести полунищенское существование.
Для каждого региона масштабы платы за обучение для Монтессори-школы и уровень зарплат педагогов свои. Опытным путем мы установили, что минимальный их уровень совпадает со средней региональной заработной платой (или даже несколько выше).
При этом сама оплата за обучение для родителей должна быть прозрачной и постоянной, быть «all inclusive», т.е. включать все дополнительные занятия, услуги и опции, например, экскурсии, дополнительные занятия по иностранным языкам, хореографии и изобразительному искусству. Она должна распространяться и на срок болезни и отъезда детей, а также на каникулы – действительно, ведь вы не можете отказаться от оплаты аренды помещения, заработной платы педагогам в связи с тем, что ребенок какое-то время не посещает занятий!
Это возможно, если сама сумма родительской платы не является для родителей неподъемной, так что они лишь с большим трудом и с лишениями могут собрать нужную сумму. В противном случае при каких-то колебаниях рынка и заработка родителей, необходимости у них потратить какие-то дополнительные деньги на ремонт квартиры или машины, на выплату кредитов, они будут выражать негативное отношение к Монтессори-школе и обучению в ней ребенка, искать и высказывать в общении с другими родителями негатив о школе. Это сразу снизит мотивацию ребенка по работе в среде или даже может привести трудностям при наборе новых учащихся и к «исходу» учащихся (и родителей) из Монтессори-школы. И, в конце концов, родители, у которых не хватает средств, изрядно помучившись сами, и помучив своего ребенка, вылив на администрацию ушаты негатива, заберут его из школы.
Оплата за обучение, в необходимом для развития школы размере, не должна быть для родителей обременительной изначально, что означает, что это должны быть люди со значительными доходами, характерными для верхних категорий среднего класса – в размере 2-3 средних региональных зарплат на душу и выше.
3. Понимание и разделение родителями ценностей Монтессори обучения. Вот мы дошли и до более серьезных факторов, определяющих успешность наших учащихся в Монтессори-школе, или, при их отсутствии, мешающих развитию Монтессори-образования, набору учащихся в наши школы. Очень важно понимание родителями, отдающими нам детей, ценностей Монтессори-метода и его значения для детей, а также иллюзорности доступности традиционного образования. Монтессори-образование, прежде всего, даст детям независимость, самостоятельность и осознанность в их желаниях и стремлениях, устойчивость интересов в познавательной деятельности, позитивный опыт социализации. Наши дети в дальнейшем будут много хотеть, и притом они будут не лениться добиваться этого, не откладывая свои достижения «на потом», и не ожидая, что кто-то придет, и сделает для них то, что они хотят. Они буду яркими, самодостаточными личностями, активными и ответственными, в то же время понимающими необходимость соблюдения определенных правил того сообщества, в котором они окажутся.
К сожалению, традиционная школа совершенно неспособна обеспечить формирование самостоятельной, независимой и активной личности, потому что в ее основе лежит подавление личной инициативы и интересов, стремление всех учащихся привести к «единому знаменателю». Здесь вырабатываются умения «не высовываться», «быть как все», подчиняться и подстраиваться под авторитарные мнения старших, откладывая в сторону и забывая собственные желания и стремления. А содержательная учебная мотивация подменяется стремлением «заработать» хорошую отметку или страхом получить плохую. Уровень учительства традиционной школы, за редким исключением, в настоящее время очень упал и стал прямо-таки катастрофически низким.
Для нас, Монтессори-педагогов, важно понимание родителей, какие в первую очередь результаты личностного развития нужно ожидать у детей, обучающихся по системе Монтессори, и эти ожидание должны быть важны и ценны для родителей. Также важно, чтобы они понимали, что формирование подобных личностных качеств у детей невозможно в условиях традиционной школы.
4. Общее понимание родителями Монтессори-метода и способность следовать правилам для родителей детей, обучающихся в школе Монтессори.
Постольку, поскольку родители понимают и разделяют ценности Монтессори-метода, важно, чтобы они знали основные принципы обучения ребенка посредством свободной работы в среде и придерживались такого же подхода в домашних условиях: предоставляли ребенку необходимую свободу, доверяли ему, передали бы ребенку определенные полномочия, связанные с самим ребенком и домашней средой, отказались бы от мелочной опеки и контроля. Этого сейчас крайне не хватает многим российским семьям, в них функции родительского контроля прямо-таки зашкаливают, что приведет в конечном итоге к тому, что новое поколение россиян будет еще более инфантильным, пассивным и безответственным, чем недавно вышедшее в жизнь «поколение Y».
Понятно, что редко встретишь такое понимание метода со стороны среднестатистических родителей, погруженных в свои профессиональные и бытовые заботы. Поэтому, в Монтессори школы будет достаточно проблематично привлечь контингент детей уже поступивших в традиционные школы, если только там у них не случится какой-то острый конфликт с учителями или сверстниками. Поэтому основной контингент Монтессори-школ — это выпускники результативно работающих детских садов Монтессори (3-6), родители которых «распробовали» на собственном опыте все преимущества системы и уже много о ней знают.
Для нас, руководителей Монтессори-школ крайне важно понимание и знание своего клиента, своего контингента учащихся, их отличий от контингента, например, традиционной «государственной» школы. Наши исследования и размышления о сложившемся характере современно образования в традиционной школе приводят к выводу о том, что школьные системы обслуживают интересы определенных больших социальных групп, классов, действующих в обществе [подробнее десь: http://amogilev.livejournal.com/53014.html].
Традиционная «государственная» — правильнее было бы говорить муниципальная – школа обслуживает интересы победившего в стране чиновничества, бюрократического класса и реализует в подготовке детей модель деятельности, характерную именно для чиновничества, бюрократии: формальную работу над различными письменными материалами без понимания того, зачем это нужно, еще более формальное оценивание того, что сделано, дотошное выполнение инструкций и требований, послушание, дисциплина, отсутствие собственной инициативы, подавление индивидуальных черт и качеств – вот что характерно для этой системы.
В противоположность этому Монтессори-школа обслуживает интересы креативного класса, буржуазии, ведь в основе обучения оказываются независимость, самостоятельность и инициативность – важнейшие качества успешного предпринимателя. Неслучайно среди успешных бизнесменов США так много выпускников Монтессори-школ. Впрочем, и по остальным требованиям Монтессори-обучение оказывается доступным и ориентированным в основном на бизнес-сообщество и его потребности в подготовке наследников бизнеса.
No Comments