
27 Апр О начальной школе «Montessori school»
Начальная школа «Montessori school» реализует государственный образовательный стандарт (ГОСО РК) с применением метода обучения Монтессори (по стандартам Elementary School поддерживаемой международной неправительственной организацией Association Montessori International) для возраста 6-10 лет, что соответствует 1-4 классам общеобразовательной школы в РК.
Метод Монтессори представляет собой международно признанную, прошедшую многолетнюю апробацию в разных странах мира систему приемов обучения детей на основе самостоятельной реализации интересов в процессе свободно выбранных занятий в ходе учебной сессии, без проведения уроков по расписанию, числовых отметок, подменяющих познавательные интересы, с использованием большого числа специально подготовленных учебно-развивающих материалов (среды), в разновозрастном (6-10 лет) классе под управлением подготовленного в области реализации метода Монтессори в условиях школы для детей 6-12 лет учителя (гида).
Монтессори для начальных классов (Montessori Elementary) – это программа, основывающаяся на уважении к разуму быстро развивающегося ребёнка. Ребёнок, больше не стремящийся к физической независимости (уже достигнутой в возрасте 3–6 лет), жаждет теперь независимости интеллектуальной. Наступает время неутолимого любопытства и энтузиазма к учёбе. Ребёнок в возрасте 6–12 лет начинает понимать, что мир – это огромное и увлекательное место. Ему интересно изучать континенты, культуры, научные концепции и великую литературу. Весь мир становится его классной комнатой.
Мария Монтессори охарактеризовала класс для 6–10-летних детей таким образом: «Ученик начальной школы достигает нового уровня развития. Раньше он интересовался вещественным: работать руками, изучать названия. Теперь его больше интересуют вопросы «как?» и «почему?», проблемы причины и следствия». Задача учителя начальных классов – обеспечить ребёнка материалами и информацией для открытия взаимозависимостей во вселенной.
Главный принцип педагогической системы Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». В основу программы положено представление Марии Монтессори о том, что каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития и энергией, необходимой для его раскрытия. Раскрыться этот потенциал может только в деятельности, в работе с материалом, в «делании». Путь развития и совершенствования у каждого человека свой.
Задача школы и педагога, по М. Монтессори, заключается в том, чтобы создать материальную, социальную и психологическую среду, облегчающую ребенку возможности раскрытия собственного потенциала, приспособления к окружающему его вещественному и социальному миру; помочь ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.
Содержание образования при обучении по такому методу реализуется с помощью подбора учебных материалов (в том числе, книг, дидактических пособий (карточек и чартов) и учебно-наглядных пособий) , а также с помощью презентаций-микроуроков, которые проводит учитель индивидуально и в малых группах с тем, чтобы обеспечить планомерное усвоение отраженных в тематическом плане школы информации (знаний, умений, навыков).
Методика основана на большом массиве наблюдений и исследований процессов развития и обучения, что делает ее подлинно научной методикой. Кроме того, на каждой возрастной ступени методика Монтессори направлена на развитие потенциала каждого конкретного ребенка и исходит из приоритета его познавательных интересов, способностей и возможностей, что делает эту методику гуманистической.
Одной из основных концепций методики Монтессори является образовательная среда (развивающе-обучающие «материалы»), пользуясь которыми, «работая» с ними, ребенок самостоятельно приобретает не просто знания, но и понимание и возможность применить эти знания практически (не на абстрактном, а на сенсорном уровне).
В отличие от традиционных методик обучения, в которых основную роль играет рассказ учителя, изложение им «теории», определение абстрактных понятий, по методике Монтессори дети начинают изучение каждой темы с очень конкретной, прикладной деятельности, с манипуляций с сенсорным материалом (бусинами, цепочками, стержнями, карточками и т.д.), и постепенно поднимается на все более высокие уровни абстракции, достигая классического абстрактного способа выполнения любых действий и решения учебно-прикладных задач.
Среда для детей от 6-10 лет включает 8 предметных зон, следующих в таком порядке: География, Биология, История, Языкознание, Музыка, Искусство, Геометрия, Математика (Арифметика и Алгебра).
Важным моментом организации обучения является формирование разновозрастных классов, в которые объединяют детей 6-10 лет. Разновозрастный характер классов способствует созданию отношений взаимопомощи и сотрудничества учащихся, наставничества и самоуправления.
Не составляется жесткая программа занятий на каждый день. Составляется ориентировочный план, который обеспечивает последовательное освоение учащимися тематики школьного курса с 1 по 4 класс.
В числовой форме оценки (отметки) не выставляются, чтобы избежать подмены содержательной мотивации, ориентированной на предметное знание, несодержательным вариантом мотивации, ориентированном на оценку в числовом виде. Вместо этого педагог оценивает прогресс каждого ребенка неформально и намечает дальнейшие шаги по развитию и обучению каждого ребенка.
Учитель в таком учебном процессе не является субъектом, он — лишь составная часть окружающей ребенка среды, он предоставляет образцы социального поведения, построения отношений, способов решения конфликтов, помогает ребенку научиться понимать других людей и самого себя.
Особенности работы с детьми в начальной школе «Montessori school»
Большое внимание в образовательной работе с детьми этого возраста уделяется их органичному включению в реальную жизнь за пределами школы: выходам на природу, в парки и в городскую среду, экскурсиям, встречам с людьми разных профессий, участию в их деятельности. Существенную роль в этом процессе выполняют проекты, разрабатываемые и выполняемые детьми при участии не только педагогов школы, но и других взрослых: работников библиотек, музеев, учреждений культуры и дополнительного образования, родителей.
Темп обучения детей одного возраста и одного ребенка по разным направлениям может быть неравномерным. Учитель постоянно отслеживает динамику развития каждого ребенка, при необходимости своевременно оказывает помощь. Но при этом не происходит постоянного сравнения уровня достижений ребенка с требованиями традиционной программы для этого возраста, а также достижений детей между собой (которое часто происходит с помощью отметок – ординальной оценочной системы). Не сравниваются и учебные достижения детей между собой. Дети с благополучной психикой значительно перекрывают традиционные нормативы, дети с задержками в развитии, как правило, получают необходимые для их возраста знания, умения и навыки.
Особое внимание уделяется детям со сложностями в обучении, с отставанием в развитии. Для них составляются индивидуальные программы, которые в течение года могут меняться в зависимости от продвижения и развития ребенка. Эти индивидуальные программы представляют собой некий вариант индивидуальной траектории продвижения ребенка в материале, а также степени обобщенности и глубины проработки этого материала.
Начальная Монтессори-школа – это тёплое сообщество, где дети учатся встречать трудности с уверенностью в собственных силах и находить своё место в окружающем мире.
No Comments